Памятки противодействие коррупции Памятки противодействие коррупции

Памятки противодействие коррупции Памятки противодействие коррупции

 

                                                 ПАМЯТКА

        Минимум знаний  о коррупции, которыми должен обладать каждый

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию  как злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

         В Российской Федерации определен комплекс мер   по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);  по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);  по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

  Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

  В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Уголовным кодексом Российской Федерации  установлена уголовная ответственность  за получение и дачу взятки и посредничество во взяточничестве. Взятка может передаваться  в   виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания  услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав.

УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

         Статья 290 УК РФ – получение взятки.

         В зависимости  от квалификации преступления в качестве меры наказания может быть назначено:

- штраф  до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;

- лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.

         Статья 291 УК РФ – дача взятки.

          В зависимости от квалификации в качестве меры  наказания может быть назначено:

- штраф до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 4 лет или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права  занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового;

лишение свободы на срок до 15 лет  со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

          Статья 291.1 УК РФ - посредничество во взяточничестве.

          В зависимости от квалификации преступления в качестве меры наказания может быть назначено:

- штраф до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать  определенные должности или заниматься определенной  деятельностью  на срок до 7 лет или без такового;

- лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью  на срок до 7 лет или без такового.

         Статья 291.2 УК РФ – мелкое взяточничество.

  Под мелким взяточничеством понимается получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

  В зависимости от квалификации в качестве меры наказания может быть назначено:

 - штраф до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;

- исправительные работы на срок до трех лет;

- ограничение свободы на срок до четырех лет;

- лишение свободы на срок до трех лет.

Освобождение от уголовной ответственности

Лицо, давшее взятку, оказавшее посредничество во взяточничестве,   освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию, пресечению преступления  либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о данном факте.

                                                 ПАМЯТКА

         Обязанности граждан, замещавших должности государственной

         (муниципальной)  службы при трудоустройстве в организации,        

                  обязанности   работодателей при приеме их  на  работу

              Статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлен  контроль за выбором места трудоустройства  бывших государственных (муниципальных)  служащих.          Контроль   необходим в целях  недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться:

           -  в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления преимуществ для организации, рассматриваемой служащим в качестве будущего места работы;

          - в неправомерном использовании  служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

         Обязанности гражданина -  бывшего государственного                   (муниципального) служащего:

 1.     Обязанность сообщать работодателю сведения о последнем месте работы.

          Условия возникновения обязанности:

- гражданин – бывший государственный (муниципальный) служащий, замещал должности,  перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (Указы Президента РФ от  18.05.2009 № 557,  21.07.2010 № 925, региональные и муниципальные нормативные акты).

-  заключение трудового договора  или гражданско-правового договора (договоров) на оказание услуг, выполнение работ  в течение двух лет после увольнения со службы.

         Сообщение о последнем мете службы рекомендовано оформлять в письменном виде.

 

  1. 2.     Обязанность по получению  согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению  государственных (муниципальных) служащих  и урегулированию конфликта интересов по прежнему месту работы при трудоустройстве, заключении гражданско-правового договора (договоров) с организацией.

Условия возникновения обязанности:

- гражданин занимал должность, включенную в перечни в соответствии с нормативными актами Российской Федерации (Указы Президента РФ от  18.05.2009 № 557,  21.07.2010 № 925, региональные и муниципальные нормативные акты). Если в период нахождения на службе  замещаемая должность не была включена в соответствующие перечни либо исключена  из них к дате заключения трудового (гражданско-правового) договора указанное ограничение на бывших служащих не распространяются.

     Основание увольнения  в данном случае значения не имеет.

 

 - в должностные обязанности  бывшего служащего входили  отдельные функции государственного, муниципального контроля  в отношении  организации, в которую он трудоустраивается.

 - прошло менее двух лет с момента увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Срок начинает течь со дня увольнения и заканчивается через два года. Если в течение указанного срока гражданин неоднократно трудоустраивается в различные организации, соответствующие ограничения  действуют в отношении каждого случая трудоустройства.

-  заключение трудового договора независимо от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора  (договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которым составляет более 100 тысяч в месяц. 

          С учетом постановления Пленума Верховного Суда РФ  от 28.11.2017 № 46 трудоустройство гражданина – бывшего государственного (муниципального) служащего в другой государственный (муниципальный) орган, в том числе на должность, не относящуюся к должностям  государственной (муниципальной)   службы, либо заключение с указанным органом гражданско-правового договора (договоров), не порождает обязанности, установленной статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

                                Ответственность:

           Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными актами РФ, после увольнения со службы требования о сообщению работодателю сведений о последнем месте своей службы, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с коммерческой (некоммерческой) организацией

Основание: часть 3  статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Обязанности работодателя при приеме на работу гражданина, ранее замещавшего должность государственной (муниципальной) службы

          Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)  с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы,  обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.

          Условия возникновения обязанности:

          - гражданин ранее замещал должность государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской  Федерации;

         - договор заключается в течение двух лет  после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

         Указанная обязанность  распространяется, в том числе на других работодателей, где бывшие служащие  выполняют в свободное от основной работы время другую регулярно оплачиваемую  работу (внешнее совместительство).

Основание: ч.  4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, ст. 64-1 Трудового кодекса РФ.

                                               Ответственность:

           Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего в виде штрафа, налагаемого:

-  на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей;

- на должностных лиц -  от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

- на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

 

Виды нарушений по ст. 19.29 КоАП:

1)    работодатель не направил сообщение бывшему представителю нанимателя (работодателю),

2)    сообщение направлено с нарушением 10-дневного срока.